Страница в разработке / The page is under development
Доверьте работу профессионалам,
чтобы избежать ошибок
Мы найдем решение, задайте нам вопрос
Или напишите нам в Telegram
Новости компании

Опция на возвращение. Ждать ли обратно ушедшие иностранные компании?

Публикации Виктор Миронов
Переговорный процесс между Россией и США дает повод для оптимистичных прогнозов поводу возвращения на российский рынок ушедших компаний. Однако, эксперты полагают, что это не произойдет быстро несмотря на политически благоприятный климат. Причины на то как и экономические и правовые. Перспективы возвращения компаний, включивших опционы в сделки по продаже российского бизнеса прокомментировал в статье Делового Петербурга директор и партнер ТИМ Виктор Миронов.

Популярность опционов в сделках по продаже российского бизнеса различается в зависимости от сектора экономики и времени, когда происходил выход иностранных компаний из России. Подобные условия были особенно распространены в начальный период у инвесторов, которые фактически не хотели покидать рынок, надеясь на быструю нормализацию ситуации.

Сама форма опциона, обычно достаточно общая, предусматривает право обратного выкупа долей или акций продавцом в течение определенного времени по усмотрению продавца. Возможно использование «триггеров» — событий, обуславливающих право на опцион. Таковые могут касаться как самого бизнеса (изменение оборотов), так и внешних факторов (введения или снятие санкций).

Эта практика достаточно быстро была ограничена требованиями правительственной комиссии, и многим инвесторам пришлось действовать по принципу «уходя — уходи». В 2024 году сделки с опционами согласовывались в исключительных случаях.

В случае изменения внешнеполитической ситуации можно в первую очередь ожидать возвращений в потребительском секторе, где требуются минимальные инвестиции. Западные бренды по-прежнему позитивно воспринимаются клиентом и легко могут вернуть свою нишу, особенно, в среднем и верхнем сегментах. В B2B-секторе все гораздо сложнее: российских клиентов, которых «забрали» азиатские поставщики, заполучить обратно западным производителям будет крайне сложно.

Серьезной проблемой для возвращения иностранных компаний является защита интеллектуальной собственности. Распространение параллельного импорта ввиду отсутствия на рынке правообладателей предотвратило товарный дефицит. Но такая ситуация не соответствует долгосрочной стратегии владельцев брендов. Даже если государство вернется к политике защиты правообладателей, потребуется долгое время для того, чтобы «закрыть все форточки» и исключить из оборота «серый» товар. Без этого ждать серьезных инвестиций в рынок не приходится.

Ссылка на материал ДП Какие зарубежные бренды могут вернуться в Россию и на каких условиях