
Эта статья для вас, если вы ведете бухгалтерский учет самостоятельно или стремитесь разобраться в том, какие ошибки допустил ваш штатный бухгалтер. Ведение бухгалтерского учета – это интересно, но непросто. Специально для вас Иван Костерин, главный бухгалтер ТИМ, рассказывает о самых распространенных ошибках – чтобы ваш бизнес мог их избежать.
1. Некорректное отражение задолженностей
Когда вы плотно работаете с каким-либо контрагентом, бывает, что по одному договору вы ему должны, а по другому – он вам. В таких случаях нельзя взаимно засчитывать долги. Бухгалтеры знают: зачёт между статьями активов и пассивов недопустим. Чтобы избежать этой ошибки необходимо построить аналитический учет расчетов с контрагентами по договорам.
2. Отсутствие аналитического учета
Аналитический учет – это детальное раскрытие информации об объекте учета по видам, размерам, сортам, местам хранения. Неорганизованный аналитический учёт станет препятствием, например, в получении достоверной информации о стоимости незавершённого производства. Чтобы обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности, следует детально проработать учётную политику в части аналитического учёта по отдельным видам активов и обязательств и соблюдать её последовательно от периода к периоду.
3. Некорректная классификация по статьям
Сразу приведем пример популярной ошибки: выданные беспроцентные займы классифицируются как финансовые вложения. Это неверно. Беспроцентные займы – это не вложения. Вложениями признаются только те активы, которые приносят организации доход в будущем. Беспроцентные займы должны классифицироваться как задолженность. Это не единственный пример ошибок в классификации: когда-нибудь мы напишем про это статью!
4. Краткосрочные или долгосрочные?
Организации дают и получают займы с различным сроком возврата. Иногда стороны неоднократно продлевают срок возврата. Каждому руководителю важно знать: краткосрочный заем – это заем, который планируется погасить в течение 12 месяцев после отчетной даты. Даже если это заем был сделан 100 лет назад.
5. Отсутствие резерва по сомнительным долгам.
Сомнительный долг – это долг, который не обеспечен гарантиями и просрочен должником. Если у вас есть такой долг, то вы обязаны сформировать резерв. Этот резерв классифицируется как «Прочие расходы компании», а дебиторская задолженность сокращается на эту сумму. Несформированный резерв искажает информацию о финансовых результатах и о дебиторской задолженности компании.
6. Просроченные задолженности
Вы должны списать долг, если по нему истек срок исковой давности (3 года). Проведите реальную инвентаризацию, выявите просроченные задолженности и спишите их. Ведь аккуратная, понятная, достоверная бухгалтерская отчетность – это один из признаков успешного бизнеса!