Субсидиарная ответственность бухгалтера при банкротстве компании

Субсидиарная ответственность бухгалтера при банкротстве компании

Согласно действующему законодательству субъектом субсидиарной ответственности может быть только контролирующее должника лицо, в результате осуществления полномочий которым должнику причинен существенный вред.

Как правило, ответчиками по требованию о привлечении к субсидиарной ответственности выступают директор или иной орган управления, участники или акционеры должника, реже – бенефициар (теневая фигура). Однако в последнее время круг привлекаемых субъектов значительно расширился: от финансовых директоров до внешних консультантов и даже банков.

Основаниями привлечения бухгалтера к субсидиарной ответственности как правило выступают:

  1. Искажение бухгалтерских документов

Например, с целью сокрытия кризисного положения компании, уклонения от уплаты налога и т.д. Такое искажение может затруднить проведение процедуры банкротства.

Примеры привлечения к отвественности за искажения бухгалтерских документах можно посмотреть в этих кейсах:

«Спринклер» против Цыбина.
Главбух включал заведомо недостоверные данные в бухгалтерские и налоговые регистры, а затем формировал на основе искажённых данных налоговые декларации. Суд решил, что главбух действовал согласованно с директором с целью причинения ущерба бюджету РФ (постановление АС МО от 29.07.2019 по делу № А40-161770/2014).
«Сансар» против «Финансовый и бухгалтерский аутсорсинг» и др.
Суд отметил, что в организации бухучёта компании были выявлены существенные нарушения. Например, на предприятии не был организован должным образом контроль за наличными деньгами и не проводились обязательные инвентаризации перед составлением годовой отчётности. Поэтому достоверность бухгалтерских данных, с точки зрения суда, вызывает сомнение (постановление АС МО от 29.06.2020 по делу № А40-33003/17).

Как минимизировать риски:

  • Не допускайте искажения бухгалтерских документов
  • Если руководитель настаивает на проведении подозрительной операции, получите письменное распоряжения и сохраните себе копию.
  1. Непередача документов о деятельности компании конкурсному управляющему

По общему правилу обязанность передать документы управляющему после введения конкурсного производства установлена для директора должника, так как на нем лежит обязанность по хранению и, в случае утраты, восстановлению документации. Тем не менее, локальными актами должника, в трудовом договоре с бухгалтером, должностной инструкции эта обязанность может быть возложена на бухгалтера. В таком случае, если бухгалтер в банкротстве не передаст документ или передаст не полностью, то суд может привлечь бухгалтера к ответственности, если установит, что такая непередача затруднила выявление имущества должника, взыскание дебиторской задолженности или иным образом негативно повлияла на ведение процедуры банкротства.

Как минимизировать риски:

  • При приеме на работу внимательно ознакомьтесь с трудовым договором, инструкцией и локальными актами компании
  • Не принимайте на себя дополнительные обязанности, помимо установленных законом (например, обязанность по хранению документов компании)
  • Если все-таки уклониться от этой обязанности не получается, то при вступлении в должность примите все документы по акту приема-передачи, чтобы избежать рисков ответственности за потерянные до вас документы

Иные общие рекомендации:

  • Если вы обнаружили признаки фиктивной деятельности у контрагента вашей компании, письменно сообщите об этом руководителю
  • В случае существенного ухудшения финансовых показателей компании письменно донесите эту информацию до органов управления компании
  • Старайтесь не брать на себя дополнительные формальные обязанности, связанные с руководством, и не занимать формальные должности, например, членство в совете директоров или правлении. В случае банкротства это может быть критерием отнесения вас к контролирующим должника лицам.
Top