
Один из этапов составления договора – это согласование полного текста договора обеими сторонами. В продолжение темы о договорах в работе фрилансеров рассказываем, на что обратить внимание при проверке договора и как согласовать правки.
Прежде всего нужно проверить коммерческие условия – это те условия, которые вы согласовали с заказчиком в части предмета, стоимости, сроков.
Если здесь вопросов нет, то нужно проверить договор на предмет юридических рисков. Они могут скрываться в разделах «Ответственность», «Конфиденциальность», «Исключительные права».
Условия о штрафах или иных негативных последствиях могут быть практически в любом разделе, поэтому нужно прочитать весь договор целиком. Важно проверить условие об одностороннем отказе от договора, последствия расторжения договора. Обычно они выглядят очень лаконично, что на практике порождает массу вопросов. Желательно сформулировать условия так, чтобы без помощи юристов можно было понять, кому и какие права принадлежат, кому и какие деньги причитаются, если одна из сторон отказалась от договора.
Если условия не устраивают, то необходимо внести изменения. Лучше заранее согласовать с клиентом форму внесения правок.
Основные способы внесения правок:
• Протокол разногласий – отдельный документ в виде таблицы, в которой приведены редакции спорных пунктов от обеих сторон, а также согласованная сторонами редакция. Протокол разногласий является неотъемлемой частью договора, важно убедиться, что он подписан той же датой, что и основной договор. Для полной уверенности в основном договоре можно сделать приписку со ссылкой на протокол разногласий: «подписан с протоколом разногласий от дд.мм.гггг, подпись, расшифровка».
• Режим рецензирования («track changes») – специальный режим, предусмотренный word для удобной работы с документами. Найти его можно в приложении word, вкладка «Рецензирование», далее – вкладка «Запись исправлений», кнопка – «Записывать исправления».
• Иные – комментарии в виде примечаний, исправления в самом тексте с помощью «зачеркнутого» шрифта или выделения текста цветом.